Знакомства с семейными парами из саратова и области

Знакомства с семейными парами из саратова и области

Нет пределов самопожертвуемости ивыносливости русского человека, если ончует, что его ведет сильная и вдохновеннаяпатриотическая воля; и обратно – он никогдане шел и никогда не пойдет за безволием ипустословием, даже до презрения, до соблазнашарахнуться под власть волевого авантюриста. Русская предреволюционная интеллигенцияне имела за душою того, что могло пробудитьи повести за собою этот здоровый госу-дарственный знакомства с семейными парами из саратова и области простого народа. Лишенная в самой себе духовной почвы, онане могла приобрести и общественно-полити-ческой почвы в массах; оторвавшаяся от Бога, разучившаяся строить и поддерживатьмонархическое правосознание, применившаяся кклассовым интересам и утратившая от этогонационально-государственный смысл, – она неимела великой национальной идеи, способнойзажигать сердца, заряжать волю и покорятьумы; она не умела верно стоять, бодро идти икрепко вести; она утратила доступ ксвятилищу народной совести и народногопатриотизма; и, суетясь на “политической”поверхности, она была способна толькоподрывать веру народа в спасительностьмонархии, правопорядка и частнойсобственности. Знакомства с семейными парами из саратова и области революцией у нас небыло интеллигенции, способной к волевомувоспитанию народа; у нас были только”обучавшие учителя”, снабжавшие учеников”сведениями”; и наряду с этим – демагоги282слева, успешно мобилизовывавшие вокруг себячернь для переворота, и демагоги справа, неумевшие сделать даже и этого. То, что интеллигенция говорила простомународу, будило в нем не совесть, абессовестность; не патриотическое единение, а дух раздора; не правосознание, а духпроизвола; не чувство долга, а чувствожадности. И могло ли быть иначе, когда уинтеллигенции не было религиозноговосприятия родины, не было национальнойидеи, не было государственного смысла иволи. Ключ к глубокому и здоровому инстинктурусского простого народа, ключ к его живомудуху – был потерян; а доступ к его низким, жадным и свирепым влечениям был открыт илегок. Так случилось это, что инстинктнационального самосохранения иссяк в русскойинтеллигенции и потому она оказалась неспо-собною будить инстинкт национальногосамосохранения в русских массах и вести ихза собою. Русский образованный слой глоталевропейскую культуру, не проверяя ее выдумкии “открытия” – ни глубиною религиозной, христианской совести, ни глубиноюнационального инстинкта самосохранения. Умственные химеры и противоестественныеутопии Запада пленяли его беспочвенную душу, не сдержанную спасительным внутренним упоромздорового инстинкта, этого великого учителяв вопросах жизненного реализма иполитической целесообразности; а слепоедоверие к рассудку и освободившийся вбезрелигиозной душе запас фанатизма -превращали эти утопии и химеры в какое-топротивоестественное и безбожное “евангелие”для массы.

Знакомства с семейными парами из саратова и области

Прекратит лисуществование русская интеллигенция какгруппа с идеалистическими, неклассовымиинтересами, или же от нее отколетсянекоторая часть, которая сознательно станетзащищать интересы господствующих классов, аостальная масса интеллигенции сохранит свойпрежний идеалистический облик? Ход исторического развития привел наЗападе к тому, что от буржуазии откололасьгруппа представителей умственного труда истала заметно сближаться с народнымимассами. Процесс этот был вызванизменившимися условиями общественной жизни, и прежде всего экономическим и духовнымростом рабочего класса и его социальноговлияния. Можно ли ожидать, что в Россииисторическое развитие пойдет в обратномнаправлении и что в то самое время, как наЗападе наблюдается освобождение людейумственного труда от подчинения буржуазии, формирование интеллигенции в нашем, русскомсмысле, у нас интеллигенция без остатка”обуржуазится” и перестанет существовать”как некая особая культурная категория”? Для авторов “Вех”, которые верят в”первенство духовной жизни над внешнимиформами жизни” и в то же время непонятнымобразом именно в мещанстве, буржуазности233усматривают торжество “духовной жизни”, буржуазное перерождение интеллигенцииодновременно с ростом сознательности иактивности народных масс может казатьсявполне вероятным. Но для тех, кто стоит напочве исторического реализма, неч
о знакомства с семейными парами из саратова и области крайне неправдоподобным. Русскаяинтеллигенция, с ее своеобразным моральнымобликом, есть результат всего нашегоисторического развития после Петра, наиболеехарактерный продукт нашей новейшей истории. Культурные образования, слагавшиеся веками, обладают большой живучестью. Если даже новыеусловия общественной жизни для нихнеблагоприятны, они могут жить по традициидолгое время после того, как исчезли силы, их создавшие.

Leave a comment